На
обед мы вернулись в гостиницу «Бардин»: понятная еда без претензий (суп, мясо, салат), всё быстро и удобно. Уровень не ресторана, но хорошей и качественной столовой (оценка МР —
9,0 из 10).
Обзорную экскурсию «Новокузнецк: от Завода к Городу-саду» (оценка МР —
7,1 из 10) нам провела
Ксения Васильева, известный местный краевед и историк. Из-за нетипичной для лета жары (свыше 30°С) вместо пешей прогулки получилась автобусная, с редкими вылазками под палящее солнце.
Структуру Новокузнецку, который начинался как острог в 1618 г., а второе рождение как металлургический город получил в 1931-м, задают проспекты Металлургов, Курако и Бардина, и слои его застройки — конструктивизм 1930-х, парадный советский ампир 1950-х, хрущёвки 1960-х, брутализм и модернизм 1980-х и капиталистический романтизм 2000-х. Важная точка —
надпись «Я знаю: город будет, я знаю: саду цвесть» на крышах жилых домов на Привокзальной площади: это цитата из стихотворения Владимира Маяковского, которое он написал в 1929 г. под впечатлением от рассказа о заводе (поэт в городе никогда не бывал, но это не помешало ему стать здешним «гением места»). Интересны
скульптуры Горнового и Сталевара работы Александра Сузикова у входа в
Сад металлургов: считается, что здесь нужно загадать желание и сесть в ковш Сталевара (на жаре это довольно серьёзный челлендж — металл раскалённый). Любопытен
монумент «50 лет СССР» с 15 лепестками, символизирующими 15 республик (в народе его зовут «Ромашкой» или «Салатником»). Самое запоминающееся —
первый сибирский небоскрёб в 11 этажей (ул. Кирова, 21а), на верхнем этаже которого располагается
мастерская художницы Галины Назаровой (
https://vk.com/nazarovtsy25?offset=10&own=1) — мы смогли походить по атмосферному пространству с высоченными окнами и взглянуть на город с высоты птичьего полёта. Под конец заехали взглянуть на Музей Достоевского (
https://dom-dostoevskogo.ru/). Писатель провёл в Новокузнецке за три приезда 22 дня и здесь же женился на Марии Исаевой.